Сценарий мероприятия игровых программ

Художественно-эстетическое воспитание школьников как основа творческого развития учащихся

Морокова Т.Д., заместитель директора по УВР
МАОУ «СОШ № 40» г. Перми

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Задача школы, опираясь на общее между дошкольным и младшим школьным этапами развития ребёнка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает эстетическое воспитание на новые позиции в обществе. 

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей в детском саду и начальной школе обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.

Мы убедились, что искусство развивает в ребёнке способности, которые в равной мере необходимы для художественного и научного познания. Поэтому наряду с общеобразовательным было определено художественно-эстетическое направление.

Основная цель занятий искусством в начальной школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, игровых способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

  • развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства;
  • обогащение эмоционального мира ребёнка;
  • развитие творческого восприятия произведений искусства.
В начальной школе учащиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • изобразительная
  • художественно-речевая
  • музыкальная
  • театрально-игровая
  • хореографическая
  • культурно-массовая
Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько учащихся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

Учебный план школы скорректирован для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Поэтому в учебный план внеурочной деятельности включены следующие художественно-эстетические дисциплины: сольфеджио, хоровое пение, этика, музицирование, ИЗО, театр.

По данному учебному плану работают классы I ступени, что даёт возможность каждому ребёнку раскрыть свой талант, свой потенциал. Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

Для обеспечения вариативной части содержания образования используются программы, утверждённые МО РФ, а также авторские программы, а именно:

  • Программа по музицированию для 1 кл. (автор-разработчик Ханжина Г.В.).
  • «Уроки этики в начальной школе» (автор-разработчик Бондаренко В.А.).
Для осуществления опытно-экспериментальной работы используются программы по сольфеджио (автор Глухов Л.В.), по хоровому пению (автор Останин П.П.), «музыкальный инструмент» – автор Мошкаров С.Г.

Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе. Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудиокассеты, видеокассеты и др.)

Мы понимаем, что обучение в школе должно вестись на интенсивной интегративной основе. Именно такая организация содержательной стороны обучения приводит к снижению психологической нагрузки, способствует формированию особого типа мышления. Поэтому педагогами школьной лаборатории по художественно-эстетическому образованию и воспитанию разработаны интегрированные курсы и образовательные блоки, которые успешно внедряются в учебный процесс:

  • «литература – музыка – живопись»;
  • «природоведение – музыка – живопись»;
  • «математика – сольфеджио»;
  • «математика и конструирование»;
  • «изобразительное искусство и художественный труд».
В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения учащихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий. 

В процессе изучения закономерностей музыкального искусства педагоги также используют такие образно-игровые приёмы, как:

  • пластическое интонирование;
  • музыкально-ритмические движения;
  • свободное дирижирование;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • инсценировка песен, музыкальных композиций;
  • соответствующие приёмы работы над артикуляцией, дикцией, дыханием, мимикой.
Эти разнообразные формы деятельности на уроках позволяют сделать процесс освоения музыки интересным, содержательным, сценарий мероприятия игровых программ что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в начальный период школьного обучения. МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутренне состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью.

Навыки певческой деятельности учащихся более основательно формируются на уроках хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух, память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.

Изучение сольфеджио – это кратчайший и эффективный путь развития интонационного слуха, ладового мышления, звуковысотных представлений. Занятия сольфеджио дают положительные результаты, т.к. умственная и моторная сферы деятельности ребёнка развиваются одновременно и гармонично.

Игре на музыкальных инструментах в программе уделяется особое внимание. В 1 классе дети участвуют в коллективном музицировании. Со второго класса по желанию обучаются игре на музыкальном инструменте индивидуально.

Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Учебная программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» отвечает идеям преемственности в художественном образовании и развитии детей. Она построена на основании приобретенных в дошкольном возрасте впечатлениях и полученных навыков.

Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Уроки изобразительного искусства в начальных классах ведёт опытный педагог предметник высшей категории, дипломант районного конкурса «Учитель года», мастер-художник Тарасова В.Н. Её уроки пронизаны особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Она достигается с помощью живого слова учителя, интересных диалогов с учениками, ярких зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. Особенно учащиеся бывают увлечены в процессе выполнения коллективных композиций («Мой город», «Осенняя фантазия», «Птицы летят», «Аквариум»). В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом изобразительной деятельности является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учитель стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.

Увлечённые юные художники занимаются в изостудии «Творчество» в специально оборудованном кабинете ИЗО. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, традиционные творческие конкурсы. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

В истекшем учебном году конкурсные работы учащихся принимали участие в городской выставке.
Особое место в системе художественно-эстетического образования отводится театрально-игровой деятельности школьников.
ТЕАТР – это синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств.
ТЕАТР – это коллективное творчество. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками сотрудничества, межличностного общения.

Основной язык театрального искусства – действие, диалог и игра, что делает этот урок очень близким детям.
Важная задача уроков театра состоит в том, чтобы максимально раскрыть творческие возможности детей, оказать помощь учащимся в процесс самопознания и саморазвития. Огромна познавательная и нравственная роль театрального воспитания, ведь театральная деятельность развивает фантазию, наблюдательность, внимание, память, ассоциативное мышление, культуру чувств, пластики и речи. С помощью коллективных игр. Упражнений отрабатывается эмоциональность ребёнка, его музыкальная восприимчивость, ритмичность, координация движений, артистизм.

С 1 класса осуществляется целенаправленная работа с детьми по этическому воспитанию, охватывающая учебную и внеучебную деятельность школьников. Этический курс занятий «Этика» ориентирован на включение учащихся в этический диалог, общение и взаимодействие. На этих необычных уроках доброты и человечности ребёнок постигает важность и прелесть человеческих отношений, определяет свою моральную позицию, упражняется в нравственных поступках.

Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности.

Одно из звеньев единого художественно-эстетического направления в системе дополнительного образования учащихся – школьный хореографический коллектив «Городок». Его воспитательная и концертная деятельность подчинена задачам эстетического развития учащихся.

Основой учебной подготовки является тренаж классного и народного танца. Овладение ими позволяет в дальнейшем успешно осваивать многие жанры, стили, направления. Параллельно c классикой ребята изучают народно-сценический танец. Он близок детям своей конкретностью, разнообразием ритмов, движениями, характером.

Уроки танца формируют осанку, развивают пластику движений, художественный вкус.

Традиционно хореографические постановки включены в программу проводимых в школе праздников, концертов, фестивалей детского творчества. Главное стремление педагогов художественного коллектива не замыкается на задачах освоения только хореографического искусства, а связывается с задачами духовного и физического развития детей, постигающих через искусство танца и музыку красоту окружающей действительности.

Внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы и работу различных клубов, кружков, секций и других объединений художественно-эстетического цикла. Среди них: хореографический ансамбль «Городок», драматический кружок, ансамбль баянистов, ансамбль домристов, ансамбль гитаристов, клуб авторской песни, кружок эстрадной гитары, изостудия «Творчество», младший и старший хоры, хор мальчиков.

В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, в начальных классах проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.

Высокое качество музыкальной, изобразительной, театральной, литературной и хореографической подготовки школьников неоднократно отмечалось на проводимых районных и городских конкурсах.

В одной статье невозможно раскрыть многообразие содержания эстетического развития детей. Мы попытались показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющихся активными её творцами. Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.

Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусств, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.


Источник: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2684



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Организация и проведение досугов, игр и конкурсов в С днём рождения дочь и зять


Сценарий мероприятия игровых программ Сценарий мероприятия игровых программ Сценарий мероприятия игровых программ Сценарий мероприятия игровых программ Сценарий мероприятия игровых программ Сценарий мероприятия игровых программ Сценарий мероприятия игровых программ


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ